Надувной катамаран - Из рыболовной практики - Рыболов-спортсмен - Рыбак рыбаку
ГлавнаяРыболов-спортсменИз рыболовной практикиНадувной катамаран
Информация
Все о рыбалке, рыбачим, отдыхаем

Надувной катамаран

Иметь собственную лодку мечтает каждый рыболов-спортсмен. Особенно желательна недорогая, легкая и транспортабельная, которую без труда можно доставить до любого удаленного водоема. Лодка предлагаемой конструкции (рис. 1) представляет собой надувной катамаран. Несущую раму делают из дюралевых труб или подручного материала. Сверху, к ней пришнуровывают палубу-коврик и прикрепляют гнезда для уключин. Имеющиеся в продаже разборные и надувные двух-трехместные лодки (да и многие самодельные) редко бывают весом менее 16 кг. Наша же весит не более 8 кг и имеет другие преимущества.


Надувной катамаран (1)

Надувной катамаран


Например, при собственноручном изготовлении она стоит 23 — 25 руб., сделать ее (если вы имеете небольшой навык) можно за 3 — 4 дня, используется как с байдарочными, так и с лодочными (распашными) веслами; грузоподъемность ее превышает 250 кг; в отличие от других надувных лодок хорошо идет по курсу, т. е. не рыскает; полностью исключено опрокидывание; при ударе о коряги оболочка не прорывается; элементарная достройка (укрепление доски для мотора) превращает ее в моторную лодку (мощность мотора 1 — 2 л. с); имеет хорошую всхожесть на волну (можно ходить при волнении в 3 балла); при надобности из поплавков делают довольно удобный надувной матрас. У лодки, конечно, есть и некоторые недостатки. Мала инерционность, некоторые неудобства расположения гребца и т. п. Но все они компенсируются вышеперечисленными преимуществами.


Надувной катамаран (2)

Надувной катамаран


Поплавки сделаны по принципу «камера в покрышке» (как футбольный мяч). Камеры клеют из медицинской прорезиненной клеенки, покрышки, предохраняющие камеры от повреждения и несущие все нагрузки, — из палаточной ткани. На покрышки для поплавков надо 11 м палаточной ткани шириной 92 см (цена около 1 руб. за метр). Два куска ткани длиной 3 м каждый сшивают вдоль и получают рукава. Предварительно на оба куска нашивают по две полосы (рис. 2): нижние (донные) шириной 30 см и верхние 12 см — для крепления каркаса. На полосы уходит 2,9 м материи. Из оставшегося материала делают палубу-коврик. К верхней полосе прикрепляют (так, чтобы они находились между тканью поплавка и полосой) шесть специальных накладок из кожи, лидерина, прорезиненной ткани, а затем в определенных местах делают по четыре отверстия диаметром 5 — 6 мм. И только после этого верхнюю полосу пришивают к поплавку.

В середине каждой покрышки оставляют непрошитый участок длиной 25 — 30 см. Его обстрачивают на машинке по периметру и с одной стороны к нему прикрепляют клапан. По обеим сторонам получившегося кармана, через который помещают камеру в покрышку, ставят 10 — 12 пистонов из алюминиевой трубки для шнуровки. В клапане кармана вырезают отверстие для соска ниппеля. Торцы покрышек заделывают, как показано на рис. 2 (там же даны типы швов). К нижней полосе в шести местах пришивают оттяжки из тонкой киперной ленты. Для камер (рис. 3) надо 10 м клеенки шириной 80 см. Склеивают их самовулканизирующимся клеем 4Н. При раскройке камер следует помнить, что их размер должен быть несколько больше размера покрышек (ширина на 1,5 — 2 см, длина на 5 — 6 см).

На два куска клеенки длиной 3,1 м каждый наклеивают дополнительные полосы шириной 19 см (все клееные швы делают шириной 2 см). Затем эти куски склеивают в трубы (тканевой стороной наружу). Посередине каждой трубы ставят велосипедный ниппель. Предварительно с обеих сторон клеенки в месте установки ниппеля приклеивают тонкую и мягкую резину. На горловину ниппелей надевают резиновые трубки-соски длиной 10 — 15 см. После установки ниппелей торцы труб заделывают. 3. Когда клей полностью высохнет (не менее суток), поплавки собирают и проверяют. Готовые камеры через карман вставляют в покрышки и разравнивают. Продев трубки-соски ниппелей в отверстия клапанов, карманы плотно зашнуровывают.


Надувной катамаран (3)

Надувной катамаран


Поплавки накачивают насосом для надувных матрасов, лодок и т. п. Причем сначала — не полностью: для проверки правильности расположения камер в покрышках. А затем уже накачивают так, чтобы при легких ударах поплавки звенели. В течение суток давление в них должно снизиться лишь чуть-чуть. Если давление падает быстро, то камеры проверяют в воде и отверстия в швах заклеивают. Сборку лодки начинают со сборки каркаса. Его делают из дюралевых труб диаметром 40 мм с толщиной стенок более 1 мм. Как правило, продольные трубы — составные (каждая из двух кусков по 1,5 м). Поперечины (6 шт.) — длиной 75 см. В местах соединений в трубах сверлят отверстия под болты диаметром 5 мм (обычно болты делают из гвоздей подходящего диаметра).


Надувной катамаран (4)

Надувной катамаран


Можно собрать каркас из подручных средств (подходящего сухостоя) на месте. Для чего вырубают и затесывают два трехметровых продольных бруска и шесть поперечных. В варианте с байдарочными веслами длина поперечных брусьев 105 см (отверстия под болты диаметром 8 мм сверлят на расстоянии 15 — 75 — 15 см), в варианте с лодочными веслами — 155 см (отверстия соответственно на расстоянии 15 — 125 — 15 см). Скрепляют брусья стяжными болтами (12 шт.) длиной 12 см и диаметром 8 мм. Собирают каркас в следующем порядке. Под крайними поперечинами (в углах) закрепляют концы тросов, расположенных крест-накрест. Затем, привернув четыре средние поперечины, его стягивают с помощью талрепов, установленных на тросах.

Каркас должен быть строго прямоугольным. К одной продольной трубе (или бруску) пришнуровывают поплавок, который фиксируют оттяжками. В трубчатом каркасе необходимо из подходящих палок сделать вкладыши для оттяжек. Второй поплавок прикрепляют аналогично первому, после чего к раме пришнуровывают палубу-коврик. В варианте с лодочными веслами перед установкой поплавков на каркас ставят гнезда для уключин. На рис. 4 показано сварное гнездо, рассчитанное на стандартные (покупные) уключины. К основанию гнезда из листовой стали толщиной 1,5 — 2 мм приваривают трубку (обрезок водопроводной трубы с внешним диаметром 23 мм).


Надувной катамаран (5)

Надувной катамаран


Три косынки, приваренные к трубке и основанию, делают конструкцию прочной. Гнезда для уключин крепят к каркасу тремя болтами диаметром 8 мм и длиной 6 см. Распашные весла (рис. 5,а) изготовляют из сосновых брусков размером 70X70 мм. В пропил, сделанный на одном из концов, вставляют и закрепляют двумя болтами лопасть из дюраля толщиной 2 мм. Ее можно сделать из дюраля толщиной 1 мм, склепав каждую лопасть из двух листов. Чтобы весла не терлись об уключину, на них устанавливают манжеты с ограничителями (кусок пожарного шланга). Весла типа байдарочных (рис. 5, 6) делают из сосновых брусков размером 40*40 мм, лопасти — из дюраля толщиной 1 — 1,5 мм. При сборке половинки весел вставляют в отрезок дюралевой трубы подходящего диаметра.

В конце пропила для лопасти на каждое весло ставят прочный проволочный бандаж. Облегченные (более транспортабельные) весла (рис. 5, в) мастерят из двух рогулек сухостоя, которые скрепляют между собой отрезком дюралевой трубы. К рогулькам пришнуровывают лопасти, сшитые из плотного материала и имеющие по периметру 10 — 14 маленьких пистонов. Несколько слов о самовулканизирующемся клее. Иногда трудно достать клей 4Н, тогда надо воспользоваться самодельным самовулканизирующимся клеем. Его составляют по следующему рецепту (все в весовых частях): каучук натуральный — 10; бензин Б-70 — 90; сера — 0,3; окись цинка — 0,3; бутилксантогенат цинка — 0,3; паратолуидин — 0,2.

Каучук режут на мелкие кусочки и заливают половинным количеством бензина. Когда резина набухнет, смесь тщательно размешивают до получения однородной массы без комков. Все остальные компоненты заливают второй половиной бензина и тоже тщательно растирают. Затем в каучуковую смесь понемногу вливают бензин с вулканизирующими компонентами, непрерывно помешивая. Склейка прорезиненных тканей самовулканизирующимся клеем проста, но необходимо соблюдать технологию. Клеенку в месте склейки протирают тампоном, смоченным бензином Б-70. Этим самым с ее поверхности удаляют тальк. Склеиваемые детали промазывают тонким слоем клея и 10 — 15 минут держат на открытом воздухе. Затем их ровно накладывают одну на другую, прижимают и прокатывают бутылкой. Эта операция необходима для того, чтобы удалить воздушные пузырьки, ослабляющие клееный шов. Время полной вулканизации шва — одни сутки.

Л. Ерлыкин

Альманах «Рыболов-спортсмен»

Смотрите также: