ГлавнаяРыболов-спортсменКритика и библиографияВсе ли мы знаем о рыбах?
Информация
Все о рыбалке, рыбачим, отдыхаем

Все ли мы знаем о рыбах?

Что вы знаете о рыбах? Знаете ли, что некоторые рыбы плавают хвостом вперед, «шагают» по дну, путешествуют по суше, могут взобраться на дерево и даже прыгать с ветки на ветку? Скажете: фантазия! Нет. Прочтите книгу В. Сабунаева «Занимательная ихтиология», изданную в 1967 году ленинградским издательством «Детская литература». Приобрела я ее для детей, но, признаюсь, книга попала к ним только после того, как я сама ее прочитала, — настолько увлекательной оказалась. И в этом, прежде всего, ценность книги. Особенно, если сравнить ее с разделом о рыбах в школьном учебнике по зоологии. Помимо занимательной формы изложения привлекает и полнота информации (для книги подобного назначения). Виктор Борисович Сабунаев проделал громадную работу, собрав воедино основные сведения о самых различных рыбах и систематизировав их.

В книге 28 глав и три приложения — рыба в филателии, вопросы и ответы (вероятно, их можно использовать для викторины) и словарик ихтиолога. Первая глава «Вплавь, пешком и по воздуху» повествует о способах передвижения рыб. Вторая — «И в воде можно дышать» — рассказывает, как рыбы дышат. Прочитав ее, вы узнаете не только о многообразии дыхательных органов у рыб, но и о том, что многие рыбы могут обходиться и без воды. Так, например, карп, карась, линь, часто обитающие в прудах с затхлой водой, где кислорода недостаточно, в процессе эволюции приспособились и «научились» дышать поверхностью кожи — так им попадает больше кислорода В корзине с сырой травой карась может прожить больше 12 часов, если погода холодная. Илистый прыгун еще дольше обходится без воды. Во влажном песке он чувствует себя вполне сносно в течение шести суток! Эта рыба дышит жабрами, кожей и полостью рта.

Жаберные крышки у нее плотно прижаты и поэтому долго остаются влажными. Некоторые натуралисты полагают, что прыгун может дышать и хвостом — иначе зачем он часто лежит на прибрежном песке, оставляя хвост в воде? Вьюн захватывает ртом воздух и подает его в кишечник, к стенкам которого подходит масса кровеносных сосудов Здесь и происходит дополнительное обогащение крови кислородом А когда пересыхает водоем, вьюн впадает в спячку и тогда ему и вовсе мало кислорода нужно. А как переносят рыбы перемену температуры воды? Об этом узнаете из главы «В вечной мерзлоте и в горячем источнике». Если в глубинах океана вода на одном и том же уровне сохраняет примерно постоянную температуру, то вблизи берегов и особенно в реках и озерах она резко меняется. В умеренном поясе разница летних и зимних температур воды может достигать 20 — 30 градусов. Но рыбы отлично приспособились к этому и чувствуют себя неплохо и летом, и зимой. Наши щука, плотва, окунь переносят и 3 и 30 градусов, а карась выживает в прудах, промерзающих до дна, и не гибнет, если вода потом нагреется до 40 градусов. Рыбке даллии тоже не страшны самые сильные морозы. Живет она на Чукотке и Аляске. Зимой здесь бывает 45 градусов ниже нуля — промерзают насквозь болота и речки.

Вмерзает в лед и даллия, впадая в состояние анабиоза. Весной же, когда водоемы оттаивают, даллия оживает. И все же, несмотря на приспособляемость рыб, места их обитания зависят от температуры воды. Для каждого вида существуют северная и южная границы распространения. Некоторые рыбы в одном и том же водоеме держатся только в северной или только в южной его части. Так, теплолюбивые жерех и сырть водятся лишь в южной части Ладожского озера, а холодноводная палия — в се верной. Эти особенности наблюдательные рыболовы всегда учитывают. Нередко можно услышать рассказы об «умных» лещах, «хитрых» щуках, «сообразительных» окунях. Даже в печать порой проникают наивные повествования потрясенных очевидцев о якобы осмысленных действиях рыб. Это понятно и вполне извинительно, нас все больше интересует живая природа, мы пристальнее присматриваемся к животным, ищем объяснения их поведения. Книги писателей натуралистов, таких, как Б. Гржимек, Д. Даррелл, Д. Адамсон, мгновенно раскупаются.

Невероятным спросом пользуются издания о дельфинах. Это радует и обнадеживает: начинаешь верить, что недалеко то время, когда человечество — все без исключения — осознает свою великую роль творца на Земле и перестанет разрушать то, что создано Природой. Но это — отступление… Так что же — есть у рыб ум? Способны они осмысленно действовать? Верить или не верить тем самым очевидцам, которые «собственными глазами» видели, как матерый окунь-горбач отгонял от крючка с мотылем несмышленых собратьев? Во всяком случае, известно, что карпы, например, исправно сосут соску, к которой их приучили, — так они кормятся. Зарубежная печать сообщала о гавайском дрессировщике, сумевшем завести «приятельские» отношения с громадным и жестоким хищником — тигровой акулой и, оседлав ее, катался на ней верхом на глазах изумленной публики. Один из фотокорреспондентов ТАСС зафиксировал на пленке такую картину: рыбы, высунувшись у берега из воды, ждут гостинца от птицы, которая притащила им червяка. Можно было бы продолжить перечень подобных фактов, но дело не в этом. Как объяснить эти факты? Прочтите главу «Ум рыб», и вам многое в поведении их станет понятным. В. Сабунаев, рассказывая об аквариуме и аквариумных рыбках, предлагает читателю произвести несколько несложных экспериментов, позволяющих любознательному человеку самому проверить возможности рыбьего «интеллекта».

Как вы полагаете — какая из рыб, населяющих водоемы нашей страны, самая маленькая? Наверное, московские рыболовы назовут ерша. Ведь это у них родилась шутка об улове, что весь поместился и спичечной коробке. Но нет. Речь идет не об ерше. Самая маленькая рыбка водится у нас в “Каспийском море. Это бычок Берга, едва достигающий двух сантиметров в длину. Назван он по имени советского ихтиолога Л. С. Берга, открывшего его. В довольно большой главе «Гиганты и карлики» автор приводит любопытнейшие сведения о размерах рыб. Вы узнаете, например, о существовании громадной селедки (даже неудобно называть ее селедкой, тем более, что в научных кругах ее величают атлантическим тарпуном). Так вот, эта селедка весит 40 — 50 килограммов. Она не просто съедобна — говорят, она очень вкусна и в, соленом, и в копченом виде. Главой «Хорошо ли видят рыбы?» вдумчивый рыболов, надо полагать, заинтересуется прежде всего и досконально изучит ее. С таким же вниманием он отнесется и к рассказу о «языке» рыб. То, что рыбы «говорят», теперь уже знают все. Но, думается, не всем известно, как и почему рыбы реагируют на те или иные звуки. Подобные сведения нужны рыболову — ведь на рыбалке нет мелочей! Отличают ли рыбы сладкое от кислого? Чувствуют ли запахи? Без сомнения. Поэтому они так избирательно относятся к различным насадкам. Если вы хотите проверить это, проделайте опыты, предлагаемые Сабунаевым. Только для этого надо обзавестись аквариумом.

В «Занимательной ихтиологии» вы прочтете о том, как разумно природа отрегулировала процесс размножения рыб. У нерестящихся па быстром течении икра клейкая; среднеазиатские осман и маринка мечут ядовитую икру — хищники остерегаются ее есть; икра рыб, нерестящихся на песчаном грунте, — желтая, прозрачная, плавает в толще воды. Акулы и скаты откладывают гораздо меньше икры, чем другие рыбы, но зато икринки защищены роговой оболочкой. Некоторые рыбы, движимые инстинктом сохранения потомства, откладывают икру в укрытия — канавки, специально выстроенные гнезда, в раковину моллюска, в околожаберную полость краба. Есть рыбы, которые заботятся не только об икре, но и о выклюнувшихся мальках. Немало есть и живородящих рыб (аквариумисты хорошо их знают). Трагична судьба байкальской живородящей глубоководной рыбки голомянки. Когда наступает время метать личинок, она поднимается на поверхность воды. Из-за резкого изменения давления брюшко у нее лопается, личинки обретают свободу, а сама рыбка погибает.

С особым интересом рыболовы отнесутся к главам «Что и как едят рыбы» и «Берегись, опасно!». В первой автор рассказывает не только о том, чем рыбы питаются, но и о том, как устроены у них органы питания и почему. Другая же глава знакомит с теми опасностями, которые подстерегают человека при неосторожной встрече с некоторыми рыбами. Не только в тропических морях обитает много ядовитых рыб. У наших пресноводных — маринки и османа, о которых мы уже говорили, ядовиты икра и молоки. Ядовит и днепровский усач. Можно отравиться ухой из миноги: у нее ядовита слизь. Со скатом-хвостоколом лучше не встречаться в воде: на хвосте и спине у него есть ядовитые шипы. Ударом хвоста он может нанести тяжелую рану, и если пострадавшему не оказать своевременно медицинскую помощь, у него наступает паралич конечностей, а иногда и смерть. В какие-то периоды жизни бывают ядовиты зеленушка, сайра, морской окунь-серран. В Черном море обитает небольшая рыбка — морской скорпион, укол которой вызывает тяжелое заболевание.

Колючие лучи другой черноморской рыбки — ерша тоже ядовиты. В. Сабунаев рекомендует опасаться и очень крупных сомов, приводя в доказательство их агрессивности несколько трагических случаев. Рыболовы, как известно, склонны усматривать связь между клевом рыбы и атмосферными явлениями, а порой даже и космическими. Очень советую внимательно изучить главу «Погода и рыбы». Она хотя и не дает исчерпывающих сведений (да и возможно ли их дать?) ни тем более каких-то универсальных рецептов, но написана с достаточной объективностью и кое-что проясняет в этом запутанном вопросе. Отдал автор дань и легендам о морских чудовищах. Единственное, в чем не считаю возможным согласиться с В. Сабунаевым, — это история с якутским «чертом». В журнале «Рыбоводство и рыболовство» печатался очерк участника одной из самодеятельных экспедиций на озера Лабынкыр и Ворота — таллинского радиожурналиста Тоотсена. Сообщение В. Твердохлебова о виденном им чудовище в озере Ворота действительно всколыхнуло энтузиастов и романтиков, и в Якутию потянулись экспедиции искателем легендарного «черта». Но ни расспросы старожилов и местных охотников, ни неусыпные наблюдения и неоднократные погружения в глубины озера не подтвердили существования «черта». Очевидно, остается признать, что якутское чудовище живет только в легендах. Много любопытного найдет читатель в книге В. Сабунаева, причем не только школьники среднего и старшего возраста, для которых она, собственно, и предназначена. Прочтут ее с большим интересом и взрослые. Автор собрал столько полезных, а часто и малоизвестных сведений! Книга хорошо проиллюстрирована Е. Бианки. Остается лишь пожалеть, что тираж издания всего 50 тысяч экземпляров.


Т. Ляховецкая

Альманах «Рыболов-спортсмен»

Смотрите также: