ГлавнаяРыбак рыбаку по-секретуВниз по Ляпину
Информация
Все о рыбалке, рыбачим, отдыхаем

Вниз по Ляпину

И вновь монотонный, убаюкивающий шум мотора. Ниже Саранпауля река раздается вширь. Темно-синяя гладь воды, лазурь неба, пестрая лента тайги по берегам — красота! И безлюдье. Иногда впереди из воды высовываются длинные шеи полярных гагар. Вспугнутые шумом мотора, они часто-часто бьют крыльями и лапами по воде и, оставляя пенный след, как от глиссера, стремительно убегают от лодки. Через несколько минут мы их догоняем, и все повторяется. И так до тех пор, пока гагарам не надоедает состязаться с нами в скорости. Они поднимаются на крыло и улетают.

На корме сидит наш новый проводник Василий Канев, младший брат Федора. Василий с сегодняшнего дня в отпуске. Оба брата — воздушные десантники пожарного отряда, который базируется в Саранпауле. Это профессия мужественных людей. Не каждый рискнет прыгнуть в самое пекло горящей тайги.

Расспрашиваем Василия о его работе.

— Работа как работа, — говорит он. — В этом году тридцать девять пожаров затушили. А в прошлом — больше шестидесяти. Очень сухо было. Даже в Карелии побывал — наш десант туда на помощь перебрасывали…

За разговорами незаметно добрались до места. Василий ведет нас в охотничье зимовье. Избушка спряталась за деревьями метрах в ста от реки, на берегу узкой длинной старицы. Внутри чистота и порядок. Нары покрыты оленьими шкурами, на маленьких оконцах ситцевые занавески.

Василий достает из рюкзака «Спидолу», и в избушку, затерявшуюся в глухой тайге, врывается разноголосый шум земного шара. Так под музыку и садимся за стол ужинать. Все разговоры о предстоящих рыбалке и охоте.

Василий советует на рассвете половить донками язей, а потом переключиться на окуней. Утром так и делаем. Ширина Ляпина здесь 350—400 метров. Глубины в основном небольшие, но есть приличные ямы. На одной из таких ям забрасываю две донки. Насадка — червь, которого пришлось везти за 3500 километров, так как раздобыть здесь червей почти невозможно.

Север! Восходит солнце. Полное безветрие. На глади реки поминутно видны всплески и расходящиеся круги от играющей рыбы. Это плавится язь. Ждать поклевки пришлось недолго. Первый крутолобый и бронзовобокий язь благополучно вытащен из воды. В течение часа было еще семь или восемь поклевок, но половина из них — пустые.

Солнце поднялось уже довольно высоко. Рыба перестала плавиться, кончился и клев. Товарищ мой, который рыбачил за поворотом реки, выудил трех отличных язей — килограмма по полтора каждый.

На следующий день решили половить окуней удочками. Хоть язь и красивая рыба, но уха-то вкуснее из окуня. Да и поплавочные удочки нам нравятся больше, чем донки. Собираем байдарку, которая пока путешествовала с нами в качестве багажа, и переплываем Ляпин. Встаем на якоря в устье неширокого ручья. С наступлением осени мелкая рыбешка скатывается из озер по ручью в реку. Тут ее и подстерегают прожорливые окуни.

Пробуем ловить на червя. Клюет почти беспрестанно, но попадаются только мелкие окуньки и плотвички, которые нас никак не устраивают. Тогда разрезаю одну плотвичку на несколько частей, насаживаю на крючок рыбий хвост и забрасываю. Почти мгновенно поплавок уходит в сторону и вглубь. Подсекаю. Туго натянутая тонкая леска режет воду. Несмотря на отчаянное сопротивление, крупный окунь все же оказывается в подсачеке. Если такая рыбина попадается в Подмосковье, для рыболова это праздник.

Через каких-нибудь тридцать минут у нас уже полное ведро отборных окуней. Хотя клев отличный, мы подавляем в себе охотничий азарт и сматываем удочки. Рыбы для ухи на нашу компанию вполне достаточно. Котел — мера, как говорят в здешних местах. Рыбы в реке много и поймать ее не составляет особого труда.

Пока мы плыли к своему берегу, довольно сильное течение снесло нас метров на двести. Вытаскиваем байдарку на высокий обрывистый берег и идем к избушке напрямик через лес. Увлеченные разговором, мы не сразу замечаем, что под ногами у нас сплошной красно-бурый ковер подосиновиков. Сотни и сотни грибов! Ничего подобного я никогда не видел. Не зря, значит, говорят: «Грибов — хоть косой коси». Я всегда считал, что это преувеличение. Увы, на следующую ночь ударил заморозок. Грибы пожухли, потемнели, а через несколько дней только уродливые, сморщенные пенечки остались от их былого великолепия. Похолодание стронуло из тундры водоплавающую птицу. На старицах появилось множество различных уток. Всю неделю мы удачно охотимся и рыбачим.

Как быстро летит время! Пришла пора нашему проводнику возвращаться домой, а нам — двигаться дальше, до поселка Сосьва. На рассвете отчаливаем. Василий Канев дает последние советы. Мы тепло прощаемся. Ревет мотор, и лодка Василия стремительно уходит в сторону Саранпауля. Остаемся одни. Работаем веслами и выводим байдарку на стрежень. Быстрое течение подхватывает нас и несет вниз по реке.

Стоит ясная прохладная погода. Время от времени над головами проносятся стайки морской чернети. Эти утки откочевывают из тундры в последнюю очередь. Значит, скоро поплывет по реке шуга. Осень на Приполярном Урале короткая, зима не за горами. По дороге делаем остановку на один день в устье реки Кемпаж. По рассказам Василия, эта река очень богата щукой. Действительно, спиннингом щука в Кемпаже ловится прекрасно.

Ночью температура воздуха резко понизилась. Залив реки, где стояли наши палатки, замерз. Пришлось к чистой воде пробивать через лед дорогу перед байдарками с помощью топора, привязанного к шесту. Еще четыре дня плавания, и, наконец, мы достигли устья Ляпина, который отдает свои воды Северной Сосьве. Отсюда до поселка Сосьва — рукой подать. Здесь конечная точка нашего путешествия по Приполярному Уралу.

Г. Хотенко, г. Москва
Журнал «Рыболов», Сентябрь-Октябрь 1985 г.